Джон Мюллер
Стремление ко всеобщему консенсусу
В результате разочарования ширились требования сократить сроки пребывания на выборных должностях и, возможно, дополнить политическую структуру третьей партией — требования, основанные на двух замечательно противоречивых посылках: 1) люди, избранные на новых условиях, будут вести себя совершенно иначе, чем прежние избранники; 2) избирателями коварно манипулируют, потому что они, несмотря на ясно выраженное разочарование в политиках, вновь и вновь избирают одних и тех же людей211.
Когда политики пытаются учесть пожелания (насколько они их понимают) избирателей, им обычно бросают обвинение в «заигрывании с общественностью» и «готовности на все ради избрания». Когда они проводят свою линию, не совпадающую с той, которую предписывает (насколько это вообще можно определить) общественное мнение, их обвиняют в «пренебрежении волей народа» и «протаскивании групповых интересов». Если у политиков серьезные разногласия, они виноваты в обострении обстановки, «в проведении политики „либо, либо“, основанной на идеологической предвзятости, вместо политики „и то, и то“, основанной на идеях, объединяющих общество»29. А если им удалось договориться, значит, они явно поступились принципами ради удобной соглашательской позиции. Куда ни кинь — всюду клин.
То же касается «критически акцентированной избирательной кампании». Надо понимать: если политик не может сказать ни одного доброго слова о своих оппонентах, ему лучше промолчать. Однако, как заметил Рикер, по любым стандартам корректной предвыборной дискуссии нет ничего запретного или недостойного в том, чтобы критиковать оппонентов, поскольку это помогает понять разницу между позициями кандидатов и почти всегда полезно. Кроме того, такая практика свойственна нынешним демократическим кампаниям ничуть не в большей степени, чем кампании за ратификацию с тех пор священной Конституции США, которая проходила в жарких спорах30.
В своем значительном исследовании о политических кампаниях Штефен Энсолабехер и Шанто Айенгар утверждают, что реклама, в том числе и ее критический элемент, «информирует о позициях кандидатов и помогает избирателям делать выбор между ними, руководствуясь собственными предпочтениями по основным вопросам». По их мнению, политическая реклама, особенно телевизионная, «реально стимулирует демократический идеал информированного и мыслящего электората».