Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Стремление ко всеобщему консенсусу

Однако в то же время Энсолабехер и Айенгар очень встревожены тем, что критическая составляющая кампании усиливает цинично скептическое отношение избирателей к электоральному процессу: определенная категория избирателей — особенно внепартийные — считает засилье критики «свидетельством ненормальной и безответственной природы самого политического процесса» и теряет интерес к выборам, в результате чего «ослабевает нацеленность американского общества на совместные действия». Авторы рассматривают несколько способов «преодолеть этот период негативизма». Можно было бы побудить журналистов и руководителей средств массовой информации строже контролировать содержание рекламы. Однако по здравом размышлении авторы исследования находят, что в таких условиях негативные материалы будут привлекать больше внимания и отрицательный настрой прессы лишь обострит проблему. Более разумно, по их мнению, повысить для кандидатов расценки на критические выступления и усилить роль партийных организаций в подготовке кампаний, поскольку (что мне кажется весьма сомнительным) «проведение кампании от лица и под контролем партии сводит на нет практику персональных нападок»31.

Итак, с одной стороны, критическая составляющая рекламы объясняет и информирует, а с другой — отталкивает часть избирателей, которые стойко привержены мифическому идеалу демократии как всеобщего согласия, хотя утопичность этого идеала доказана многовековым опытом. Ясно, что вина за создавшуюся ситуацию лежит не на реальности, а на мифе, и нам гораздо разумнее расстаться с мифом — пусть и бесконечно привлекательным, но совершенно дискредитированным реальностью. Вместо этого нас в очередной раз побуждают исправлять эту реальность — в надежде, что она станет больше похожа на миф. Любопытно, но самым ярким примером продолжительного негативизма была президентская кампания 1948 года, когда Гарри Трумэн метал громы и молнии, не стесняясь в выражениях. Однако реформаторы предпочитают о ней не вспоминать. И очень вероятно, что усиление скепсиса в связи со взаимными разоблачениями кандидатов вызвано не столько этими обличениями, сколько кампанией, развязанной против обличений.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz